«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение… » поется в тропаре праздника Богоявления, звучание которого неоднократно заполняло пространство прихода иконы Божией Матери «Взыскание погибших» как в день Навечерия праздника, так и в сам светлый праздник Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. По установившейся многовековой традиции, Церковь начинает готовить верующих к торжественному празднику Богоявления сразу же после отдания праздника Рождества Христова специально посвящёнными наступающему празднику текстами и песнопениями, которые органично вплетаются в предпраздничные богослужения.
Так, на приходе иконы Божией Матери «Взыскание погибших», богослужения, посвящённые празднику Богоявления, начались во вторник 17 января со вседневного вечернего. На следующий день 18 января, в канун праздника, который называют Навечерием Богоявления или Сочельником, настоятелем прихода о. Валерием Боричевским было отслужено особое богослужение: Царские часы, изобразительны, вечерня соединенная с литургией св. Василия Великого, совершен и чин Великого освящения воды. Также 18 января состоялось праздничное всенощное бдение, которое как и на Рождество Христово состоит из великого повечерия, оканчивающегося литией с переходом к утрени. И в сам день Крещения Господня настоятелем была совершена торжественная Божественная Литургия, после которой вновь был совершен чин Великого освящения воды.
Праздник Богоявления или Крещения Господня – один из самых чтимых двунадесятых праздников в православной Церкви и совершается в воспоминание Крещения Спасителя пророком Иоанном в водах Иордана. Богоявлением этот праздник называется потому, что во время Крещения Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле этот праздник называется Днем Просвещения или Праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме» греха и неверия людей. В Навечерие Богоявления был обычай, как и перед Пасхой, совершать крещение готовых к этому Таинству людей.
День, предшествующий празднику Крещения именуется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. Сочельник является днем строгого поста. В Крещенский сочельник и в сам день праздника Крещения Господня совершается чин Великого освящения воды. Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. В чине великого освящения читаются особые молитвы, призывающие благодать Святого Духа на воду. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она сохраняется свежей и неповрежденной. Крещенская вода является особо благодатным средством для освящения домов и духовного состояния человека. Каждый, набрав крещенской воды, может окропить ей свое жилище и пить натощак каждый день для исцеления душевных и телесных недуг.
Как говорилось выше, на приходе иконы Божией Матери «Взыскание погибших» также неоднократно был совершен чин великого освящения воды, после которого настоятель призвал всех помнить о христианских добродетелях и с благоговением набирать Святую воду.
Тропарь, глас 1-й
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Троическое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине,/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся, Христе Боже,// и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4-й
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси// Свет неприступный.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ нас ради ныне плотию крестившагося/ от Иоанна// в водах Иорданских.