«В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился.
В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам.
В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых»
Свт. Григорий Богослов
Пасха ― Воскресение Христово ― для воцерковленных, для пассивно-верующих и даже для имеющих к Церкви мало отношения ― особый день. Исторически так сложилось, что иконография этого самого торжественного христианского праздника до сих пор вызывает споры. Почему пасхальная икона иногда имеет надпись «Воскресение Христово», иногда ― «Сошествие во ад», иногда ― двойное надписание «Воскресение – Сошествие во ад» или «Вознесение из гроба»?
Литургическое прославление Воскресения давно и прочно устоялось, в нем нет никаких вариаций и изменений: пасхальная служба всегда, из года в год, из века в век идет одинаково. Давно отзвучали богословские споры, когда праздновать Пасху и по какому Уставу: в Типиконе все расписано с точностью до запятой и двоеточий. И совсем иная ситуация с иконой Воскресения.
В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, ее миниатюры помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырех евангелистов. Православная иконография, особенно русская иконопись, подчеркивает мотив сокрушения врат ада воскресшим Христом. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа («смертью смерть поправ»). Из разрушенного шеола выходят ветхозаветные праведники, души которых пребывали в аду до этого освобождения. Праведники либо выходят всем сонмом, поднимаясь в Царство Небесное, либо Христос помогает праотцу Адаму, протягивая ему руку. Подобными мозаиками и фресками Воскресения Христа украшали апсиды храмов.
Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому.
В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников: «Яко не оставиши душу мою во аде» (Пс. 15, 10); «Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен» (Пс. 23, 7–8); «Господи, возвел еси от ада душу мою» (Пс. 29:4). Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста: «Земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 51–52). Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 18–19). Апостол Павел также говорит, что Христос нисходил в преисподние места земли (Ефес. 4, 9).
Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского, Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» Евсевия, епископа Александрийского — автора рубежа V—VI вв., а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов.
Однако, прежде чем появились иконы и фрески Воскресного цикла, древнехристианское искусство в силу принципиальной неизобразимости Воскресения, изображало его символически или аллегорически. Чаще всего использовалась история пребывания Ионы во чреве кита, о чем говорил сам Иисус, а также различные предметы, животные и растения, так или иначе связанные с Возрождением и Воскресением. Это были Ной, Иов, история трех отроков и Даниила во рву со львами, вознесение Илии-пророка, воскрешение Лазаря, а также образы дверей, птиц феникса, павлина, орла и даже цифровые обозначения, например, цифры восемь, символизирующей идею вечности и будущего века. После запрещения в VII в. символических изображений жизни Иисуса впервые стали появляться иконографические образы евангельских событий, в том числе и свидетельств Воскресшего Спасителя, но иконографии с идеей победы Иисуса над смертью и разрушением ада не было. Только в VIII в. в Византии появляется композиция «Сошествие во ад». В IX веке икона с этой композицией пришла в Древнюю Русь, получила название «Воскресение Христово» и стала самой популярной. Этот образ очень глубокий и богословски насыщенный. Он воплощает главную идею Пасхи ― спасения человека от смерти. Разрушение ада, уничтожение смерти и изведение праведников из ада ― конечный акт длинного пути божественного домостроительства, который начинается с грехопадения, продолжается в исходе евреев из Египта (еврейской пасхе) и заканчивается христианской Пасхой. Но изредка встречаются и другие иконографии, где, например, Христос попирает даже не врата ада, а сам ад в виде персонифицированного образа — связанного старика в кандалах, и над ним стоит Господь, покоривший его. Тема персонификации ада, смерти берет начало в апокрифах.
Распространенный мотив западного происхождения — Христос выходит или даже взмывает вверх из отверстого гроба, рядом находятся ангелы, воины повергаются на землю или разбегаются. Иногда рядом присутствуют жены-мироносицы или апостолы. Данный сюжет не вполне соответствует евангельскому изложению событий, где Христос воскресает до того, как камень отворяет гроб, вследствие схождения Ангела. Однако со времен Средневековья западная иконопись использует его, меняя только детали и способ выражения. Для этого иконографического канона также часто характерна деталь — Христос держит крест или флаг с изображением креста.
В иконографии «Сошествия во ад» Христос часто изображен простирающим руки к Адаму и Еве, которых он выводит из ада. Иногда, кроме Адама и Евы, выходящими из ада изображают также и других людей — в белых одеждах, с нимбами и без. Кто эти люди? Действительно ли ад опустел, как говорит нам апокриф «Евангелия от Никодима», где есть слова ада, сказанные сатане: «Обратись и посмотри, что у меня не осталось ни одного мертвеца»? Всех ли людей, которые до Воскресения Христова находились в аду, вывел Христос?
Православие допускает возможность спасения от адских мучений не только тех, кто веровал при жизни, но и тех, кто не сподобился истинной веры, однако угодил Богу добрыми делами. По учению Православной Церкви все умершие — верующие или неверующие — предстают перед Богом. Следовательно, даже для тех, кто не уверовал при жизни, сохраняется надежда на то, что они признают Бога своим Спасителем и Искупителем, если вся предшествующая земная жизнь вела их к этому признанию.
Мы не знаем, все ли последовали за Христом, когда Он выходил из ада, так же как не знаем, все ли последуют за Ним в эсхатологическое Царство Небесное. Но мы знаем, что с момента сошествия Христа во ад путь к воскресению из мертвых открыт для «всякой плоти», спасение даровано всякому человеку, и врата рая открыты для всех того желающих. Такова тайна Великой субботы, завесу над которой приоткрывает православное богослужение, таково богословие иконы Воскресения Христова.
Материал подготовил священник Георгий Панфилов