Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху;
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, Слава Тебе.
Тропарь, глас 7-й.
Великому двунадесятому празднику Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа были посвящены Божественные литургии, служившиеся 19 августа в Свято-Пантелеимоновском храме гродненского прихода в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших».
Раннее богослужение совершил священник Георгий Панфилов, позднюю праздничную литургию – настоятель прихода протоиерей Валерий Боричевский.
«Сегодня мы пришли, – сказал, обращаясь к верующим о. Георгий, – чтобы помолиться и вспомнить одно из ключевых событий из евангельской истории, которое для учеников Христовых раскрыло сущность и цель человеческой жизни, сущность Боговоплощения. Это – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Согласно церковному преданию, событие это произошло на горе Фавор. Накануне Своих крестных страданий Господь открывает ученикам Свою Божественную сущность. Он берет их с Собою на гору помолиться, где они видят необыкновенное, необъяснимое явление – Преображение Христа.
Христос просиял, от Него исходил Божественный Свет, одежды Его стали белы, как снег и Он Сам внешне изменился очевидным образом. К Нему спустились Илия и Моисей, они общались.
Апостолы хотели продлить это невыразимое, необыкновенное состояние явного присутствия Благодати Божией. Явление преображенного Спасителя необходимо было для того, чтобы ученики Его не утратили окончательно веру во Христа после Его распятия. Ибо многие отвернулись от Господа, когда Он оказался на кресте.
Суть же произошедшего события была в том, что Христос явил Собою тот идеал, к которому должен стремиться каждый человек. Адам и Ева, как мы знаем, были созданы для того, чтобы, в конце концов, обожиться, чтобы через труд над своей душой, своей жизнью прийти к Богу, приблизиться к Нему, и приближаться в вечности, потому что Бог вечен и бесконечен. И приближаться к Нему можно бесконечно.
Этот процесс, это состояние приближения к Богу, обожения преобразует и тела других людей, не только тело Христово. Преобразиться может тело каждого из нас, но для этого надо заботиться, в первую очередь, о душе своей, хотя и о теле не следует забывать.
Мы должны заботиться о своем теле, памятуя, что оно есть храм Духа Святаго. Мы должны научиться самоограничению, для чего и существуют посты.
Пускай же Господь наш Иисус Христос преображает каждого из нас, наши души, наши тела, чтобы мы превращали наше тело не во вместилище страстей, но в храм Святаго Духа. И тогда в гармонии тела и души, по милости Божией, мы, возможно, сможем достичь состояния просвещения внутреннего, и, Бог даст, внешнего. Храни всех Господь!»
По окончании Божественных литургий, как ранней, так и поздней, по традиции сегодняшнего праздника, называемого в народе яблочным Спасом, было совершено освящение яблок и плодов нового урожая.