28 июля 2024 г. в день памяти равноапостольного великого князя Владимира на нашем приходе состоялась Божественная литургия и благодарственный молебен о просвещении наших земель светом христианства в водах Днепра в граде Киеве.
Святой Владимир был внуком великой княгини Ольги, сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Он вступил на престол в 17 лет и первые 6 лет провел в походах, успев прославиться как весельчак, любитель шумных застолий и фаворит дружины.
По преданию, после одного из удачных походов в 983 году Владимир, который был убежденным язычником, решил принести своим богам языческую жертву. Жребий пал на юношу Иоанна, чей отец-христианин Феодор не хотел отдавать сына и проклинал языческих идолов. В ответ разъяренные язычники убили и Феодора, и его сына — в этот момент вера князя Владимира пошатнулась.
Потом, согласно летописям, между 986-м и 987-м годами ко двору киевского князя приходили посольства от разных народов, призывающие Русь обратиться в их веру. Сначала пришли волжские булгары, которые славили мусульманского пророка Магомета, — Владимиру не понравилась аскетичность их богослужений, рассуждения о загробной жизни и женщинах и запрет на вино. Потом приходили католики из Рима и иудеи из Хазарии, но и их веры не пленили князя. Наконец, последним прибыл православный проповедник из Византии.
Он приглянулся Владимиру больше всех, но, чтобы быть уверенным до конца, князь отправил девять посланников во все страны, откуда приезжали посольства. Вернувшись из Константинополя, русские послы, побывавшие на службе в Софийском соборе, сказали: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Так было решено принять христианство.
Разумеется, крещение Руси не могло произойти мгновенно. Первым в новую веру обратился сам князь Владимир — согласно «Повести временных лет», это произошло в Херсонесе в 988 году (эту дату и взяли за главную точку отсчета). В этом же году, по возвращении в Киев, князь крестил всех своих сыновей; позже крестились бояре и другие приближенные к нему люди, а потом произошло массовое крещение горожан — у места впадения в Днепр реки Почайны.
Летописи так описывают это событие: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте...» В других городах процесс крещения произошел позже.
Популярная теория о том, что Русь крестили насильно — не совсем справедлива. В «Повести временных лет» действительно есть записи о том, что народ плакал, когда свергали языческих идолов, однако в тех же летописях зафиксировано, что уже на следующий день люди с радостью шли на крещение и были довольны тем, что дети теперь ходят в школы.
Крылатая фраза про «крещение огнем и мечом» может относиться только к процессу крещения Новгорода, где было сильно языческое движение, которое сопротивлялось принятию новой религии. Однако, как утверждает историк и специалист по Древней Руси Петр Стефанович, все данные о якобы противостоянии крещению недостоверны и основаны на более поздних легендах.