Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое,
 победы православным христианом на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Воздвижению, глас 1


Божественная литургия, посвящённая великому двунадесятому празднику – Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня – была совершена ранним утром 27 сентября в Свято-Пантелеимоновском храме Гродненского прихода в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» его настоятелем протоиереем Валерием Боричевским.

Как известно, праздник совершается в память о двух событиях: об обретении Животворящего Креста и о возвращении его от персов. Согласно преданию, обретение Креста произошло в 326 году, когда мать императора Константина Елена, решив отыскать Крест, на котором был распят Христос, отправилась в Иерусалим, где на бывшем языческом капище были найдены три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Иисус, возложили кресты по очереди на умершего. Когда возложили третий Крест, умерший воскрес. В чувстве благоговения народ повергся ниц перед Крестом Господним, но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий поднялся на возвышенное место и поставил Крест. Повергаясь перед ним, народ восклицал: «Господи, помилуй!»
В 628 году император Ираклий вернул Крест, похищенный персами, в Иерусалим. Он сам взялся нести его, но невидимая сила остановила его у ворот на Голгофу. Только сняв с себя все знаки императорского величия, в простой одежде, с босыми ногами правитель смог войти с Крестом в Храм Воскресения Христова, в котором Крест и был поставлен.
«Сегодняшний праздник, – сказал отец Валерий, обращаясь  к многочисленным прихожанам, собравшимся в храме, – глубиной и богатством своего духовного содержания раскрывает глубокий смысл и непреходящее значение Крестной Жертвы, Которую Господь принес во искупление грехов человеческого рода. Вот почему мы, христиане, должны всеми силами стремиться к тому, чтобы быть достойными этой Великой Жертвы Спасителя нашего и всегда помнить о том, что мы – Его достояние.
Сила Креста дает верующему человеку особые силы, способные изменить, порой кардинально, всю его жизнь. Ведь крест, как и крестное знамение, символ нашего спасения, сопутствует нам на протяжении всего жизненного пути – от рождения и крещения до креста над могилой. Без него мы, как воины без оружия, а цена ему несоизмеримая ни с чем. Это цена крови Бога, пролитая за грехи человеческие, грехи каждого из нас».
Безмерно значение креста, и, конечно, всегда и всюду он должен быть для нас образом предельной жертвенной Любви, любви Божественной, Троической, а по дарованию свыше – и нашей.
«Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», – говорит один из древних отцов-пустынников… Но крест есть не только готовность все терпеть и претерпевать, но и наше призвание и благословение всякого призвания. А для этого мы должны уразуметь, что крест есть конечное жизненное призвание Самого Господа. На это Он родился и пришел. Крестом Господним увенчается Его служение пророческое, священническое, царское.
Господь волею восшел на Крест. Господь не только Жертва, но и Архиерей.
Неся свой крест, мы должны нести его в творческом напряжении, зная, что это крест нашего призвания, и  подобно Кресту Господню, который есть древо жизни, и наш жизненный крест должен стать и быть для нас жезлом силы.

IMG-0efc18e31da62b04ba309999e9969d49-V.jpg IMG-8807d118dcb15378303e33386fa118c0-V.jpg IMG-a8c493ace9b4cfc9939043646ffc9444-V.jpg

IMG-e08d5239b380bdacaae7b6da89d4aa59-V.jpg